ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ
|
|
Протокол общего собрания коллектива верующих Ново-Казанской церкви от 1 июля 1923 г. ГАСО. Ф. Р. 456. Оп. 1. Д. 1171. Л. 10, 5об.
|
После революции по всей стране, в том числе и в Саратове, новые власти стали закрывать и
разрушать церкви.
В двадцатые годы XX века было принято решение закрыть и Ново-Казанскую церковь. Но прихожане
до последнего боролись за свой храм и делали все возможное, чтобы его сохранить.
Для этой цели в 1923 году было создано "Православно-христианское общество при Ново-Казанской
церкви в Солдатской слободке", зарегистрированное в Губисполкоме. За его создание подписались 133 человека,
большинство - рабочие (в списке каждый должен был указать свое социальное положение). Эти люди вызвались
полностью взять на свое содержание храм и нас-тоятеля - протоиерея Льва Васильевича Архангельского.
"Православно-Христианское общество при Ново-Казанской церкви г. Саратова имеет целью объединение
граждан г. Саратова, исповедующих веру во Единого Бога, в Троице славимого, Спасителя нашего Богочеловека
Христа, Его Пречистую Матерь-Богородицу и основанную Им Единую Св. Соборную и Апостольскую Церковь, согласно
Никео-Цареградскому Символу Веры"
Устав, принятый на "общем собрании коллектива верующих" Ново-Казанской церкви, не случайно
содержит столько канонических подробностей. После революции в Русской Православной Церкви возникло движение так
называемых живоцерковников, которые выступали за "обновление" Церкви, которое они видели в несоблюдении ее
канонов и заявляли о поддержке Советской власти.
Прихожане Ново-Казанской церкви в своем уставе подчеркивали, что они не желают ничего общего
иметь с обновленцами, и хотят оставаться "в канонической зависимости от Епископа старо-церковного направления".
В то время требовалось немалое мужество, чтобы открыто заявлять такие вещи! Однако сто тридцать три человека
поставили под протоколом свои подписи, каждая из которых - молчаливое свидетельство веры: "членам Совета
Копылову, Попову и Томникову вместе с о. протоиереем Архангельским было поручено получить благословение от
Преосвященного Петра, Епископа Сердобского, и просить принять общество под свое каноническое руководство".
|
Подписи общего собрания с указанием социального происхождения прихожан храма. ГАСО. Ф. Р. 456. Оп. 1. Д. 1171. Л. 8об.
|
И все-таки, в 1929 году, когда гонения на Церковь приобрели еще более массовый и жестокий
характер, Ново-Казанская церковь в Саратове была закрыта.
"Строители коммунизма" разграбили все церковное имущество, разрушили колокольню, варварски
уничтожили, буквально разбили на куски, уникальный фарфоровый иконостас.
Но само здание церкви, по счастью, уцелело: в ее стенах на долгие годы разместился заводской
деткомбинат, позднее переименованный в детский сад № 20.
Лишь 10 декабря 1994 года здание храма в честь Казанской иконы Божией Матери было возвращено
Саратовской епархии и вновь освящено.
Начался новый этап в истории Казанского храма, с которым тесно переплелись судьбы многих
пастырей добрых.
Митрофорный протоиерей Лев Васильевич
Архангельский
Родился в Саратове в семье диакона в 1869 г. После окончания духовных школ служил священником
с 3 сентября 1890 г. в Николаевской церкви села Новокрещеново Кузнецкого уезда, с 26 мая 1893 г. в Казанской
церкви села Барнуковки Вольского уезда, с 2 сентября 1914 г. и до ее закрытия служил в Ново-Казанской церкви
Саратова. Венчан с Анной Ивановной, родившейся в 1869 г. в Вольском уезде Саратовской губернии в семье
священника, была сельской учительницей и домашней хозяйкой, умерла в 1930 г. в Саратове. Протоиерей Лев
скончался в 1934 г.
Его дети: Владимир род. в 1892 г., окончил Петербургский политехнический университет, инженер;
Сергей род. в 1894 г., окончил Варшавский и Московский университеты, филолог, инженер-физик, педагог, нагржден
орденом Ленина; Николай род. в 1896 г., окончил Варшавский университет и Саратовский сельскохозяйственный
институт, агроном-педагог; Екатерина род. в 1898 г., окончила Саратовский университет, врач, награждена
несколькими орденами; Геннадий род. в 1900 г., окончил Саратовский университет, агроном-педагог, награжден
орденами "Знак Почета" и Трудового Красного Знамени; Антонина род. в 1902 г., окончила Саратовский университет;
Анатолий род. в 1905 г., окончил Саратовский университет, с 1933 по 1980 гг. работал в Уральском политехническом
институте педагогом, канд. геолого-минералогических наук, доцент, зав. кафедрой минералогии и петрографии
являлся организатором Кабинета геологии и минералогии УПИ, † 1988 г.; Виктор род. в 1910 г., окончил Иркутский
университет, участник ВОВ, климатолог, доктор географических наук, профессор, зав. кафедрой метеорологии и
климатологии СГУ, в 1973-1978 гг. - декан географического факультета СГУ, † 1990 г.
|
Святитель Петр (Соколов)
Святитель Петр (Соколов) хиротонисан 18 марта 1923 г. во епископа Сердобского, викария
Саратовской епархии, в 1923-1928 гг. - епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. В 1923 г. временно
управлял четырьмя епархиями (Астраханская, Самарская, Уральская, Пензенская). С 1924 до 1927 гг. пребывал в узах
на Соловках, после чего был на поселении в г. Кирсанове Тамбовской губ. С 1928 г. по 13 августа 1930 г. -
епископ Могилевский, с 15 сентября 1930 г. - епископ Сталинградский. 16 апреля 1933 г. возведен в сан
архиепископа. С 25 ноября 1935 г. - архиепископ Воронежский. С октября 1936 г. - в заключении. Владыка
скончался 16 мая 1937 г. в тюрьме.