|
Возможность увидеть себяПодобно некоему драгоценному камню, пост многогранен. Все мы не раз слышали, что пост — это время молитвы, время покаяния, что это жертва, которую мы приносим Богу, что пост дан нам как помощь в борьбе с нашими страстями, но пост имеет и другие грани, хотя все они, безусловно, теснейшим образом связаны с вышеперечисленными. Одной из этих граней мы и коснёмся в данной статье. Подошла к концу первая седмица Великого поста — одна из самых строгих седмиц, во время которой богослужение в храмах наиболее продолжительно. Первые четыре дня за вечерним богослужением читался Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Этот канон — непрестанное взывание к нашей душе, постоянный стук в двери нашей совести, попытка с помощью примеров из Священного Писания растормошить уснувшую душу, заставить биться окаменелое сердце. Но с чего же начинается наше покаяние, что служит главным и мощным толчком к нему? Каждый из нас, наверное, знает, что слишком часто великие и прекрасные слова покаянных молитв, подобно ветру на озере, колышут только поверхность нашей души, оставляя недвижимой её глубину. Почему же так происходит? Давайте разбираться. Для наглядности — небольшое лирическое отступление. Есть определённый тип людей, которые по тем или иным причинам неспособны увидеть и признать собственную болезнь. В особенности это свойственно представителям сильной половины человечества. Как правило, причина такого явления лежит в подспудной боязни оказаться неполноценным в глазах других людей, особенно — в глазах близких. А некоторые не готовы оказаться неполноценными даже в своих собственных глазах. Таким людям кажется, что игнорируя болезнь, они проявляют мужество, а на самом деле это проявления слабости. Это путь в никуда: ведь пока больной не примет свою болезнь, он не сможет от неё исцелиться. Вы, наверное, уже сами догадались, к чему это лирическое отступление. Да, это прямая аналогия с духовным состоянием многих из нас. Мы не видим наших духовных недугов, несмотря на то что даже их внешние проявления зачастую являются вопиющими. Мы, как тот пресловутый страус, прячем голову в песок самооправдания и непщевания вины о гресех (Пс. 140:4)[1]. Мы найдём целую гору причин, обстоятельств, оправданий, но ни за что не признаемся самим себе в том, что больны. Зачастую это происходит на таком глубинном уровне нашего сознания, что мы даже не отдаём себе в этом отчёта. Мы глубоко и искренне убеждены, что являемся белыми и пушистыми овечками, а вокруг нас сплошь и рядом волцы хищницы (Мф. 7:15)[2]. К сожалению, данное явление достигает иногда такой степени, что мы становимся просто смешны в глазах окружающих. Когда больной не видит своей болезни, не принимает её, он ни за что не обратится к врачу; пока человек не почувствует и не примет своего бедственного духовного состояния, он не сможет искренне и глубоко обратиться ко Христу с покаянием. Все молитвословия буду только колыхать поверхность его души, не достигая сердечной глубины. Назначение первых дней Великого поста, особенно первых четырёх вечеров, когда читается Великий покаянный канон, состоит в том, чтобы дать каждому из нас возможность увидеть лицо своей души без «косметики», заботливо наложенной на него нашим себялюбием и саможалением. Святая Церковь поставляет перед нами «зеркало», сотканное из ярких образов Священного Писания. Все свойственные нам страсти и грехи предстают перед нами во всём величии своего безобразия; все добродетели, к которым не может не стремиться хотя бы в глубине своей наша душа, блистают перед нами своей неземной красотой. Великий канон — зеркало нашей души. Заглянув в него и не отвернув при этом своего лица от тяжёлой правды, мы имеем возможность принять себя такими, какие мы есть. Для некоторых может показаться парадоксальным следующее утверждение, но, тем не менее, оно не перестаёт от этого быть истинным: «Человек может положить начало покаянию только после того, как примет себя таким, какой он есть». Это отнюдь не означает, что он должен смириться со своей греховностью, — он должен её признать. Он должен поставить самому себе диагноз. Канон Андрея Критского — великий помощник в этом деле. Он оказывает сильнейшее воздействие на душу. Правда, здесь есть одна тонкость: дело в том, что Великий канон написан для людей, хорошо знающих Священное Писание. Он построен по принципу ссылок на те или иные события священной истории, которые знакомы слушателю или читателю. Если человек не знает Священного Писания, в каноне Андрея Критского он не поймёт ни слова! Есть такое выражение «попасть в десятку», подразумевающее что-то очень меткое или точное. Но как быть, если мишень не размечена и представляет собой чистый лист бумаги? Стреляя по такой мишени, попасть в десятку не сможет даже стрелок экстра-класса. Нечто подобное происходит, когда Великий покаянный канон слушает или читает человек, незнающий Священного Писания. Получается так, что удивительно меткие и действенные слова летят в пустоту. Наверное, кто-нибудь из читающих эти строки скажет: «Да, это про меня: ничего не понял из слов этого канона. А ведь так хотелось!» Если так — не расстраивайтесь. Ещё не всё потеряно. Дело в том, что Великим постом покаянный канон преподобного Андрея Критского читается дважды: первый раз он прочитывается в начале первой седмицы, а второй — на вечерней службе в среду пятой седмицы: благодаря тому что кроме объединённых четырёх частей канона, на ней читается ещё и житие преподобной Марии Египетской, эта служба является одной из самых продолжительных в году. В народе она получила название «Мариино стояние». До пятой седмицы почти месяц: при желании вы можете неплохо изучить Священное Писание. Если на чтение Библии не хватает времени, для понимания большинства образов из канона преподобного Андрея Критского довольно будет внимательного прочтения той части Закона Божия протоиерея Серафима Слободского, которая посвящена Священному Писанию. Не беда, если вы не успели рассмотреть себя в «покаянном зеркале» на первой седмице: вы можете сделать это и на пятой. Ведь Господь с радостью принимает пришедших и в единонадесятый час (Мф. 20:1-16)[3]! |
|