Летний престольный праздник 2014 года
Вот и наступил долгожданный праздник в нашем храме — Обретение Казанской иконы Божией Матери, наш летний престол. Особенным было всенощное бдение накануне — в храме служил Митрополит. Владыка Лонгин традиционно совершает Божественную литургию у нас на осеннюю Казанскую — 4 ноября, но в этом году он служил и накануне летней.
Праздник вышел на славу. Особой яркости добавило служение нашего гостя — протодиакона Александра Пушкарёва, приехавшего к нам с Украины из Почаевской лавры. Фамилия отца Александра ему подходит: впечатление от его голоса очень близко к впечатлению от грохота крупнокалиберных артиллерийских орудий… Невольно возникают опасения за целостность стёкол в окнах и штукатурки на стенах. На пару с его тёзкой, дьяконом Александром Аренковым, тоже обладающим неординарным басом, они составили в буквальном смысле потрясающий дуэт.
Этот живой православный «стереосабвуфер» весьма органично дополнился более высокими голосами дьяконов Михаила Диянова, Константина Бурундаева и Виктора Попова.
Составился многочисленный священнический собор: по правую руку от владыки стоял наш благочинный, отец Александр Домрачёв. Далее по старшинству: настоятель храма, протоиерей Дмитрий Полохов; один из старейших и уважаемых священнослужителей нашей епархии, протоиерей Лазарь Новокрещеных; протоиереи Геннадий Пастухов и Владислав Фролов; священники Роман Карпов, Александр Сычёв и Максим Саулов.
Ну что сказать! Казанская есть Казанская. Престол есть престол! В этот день небесный покров Пресвятой Богородицы собирает всех её чад под своей духоносной сенью. Не предусмотрены подходящие слова в нашей неизмеримо богатой, но и, одновременно, бедной для выражения подобных переживаний речи!
Служба неспешна, размеренна, плавна: течёт подобно Волге, несущей свои воды неподалёку от храма. Вереницы иподьяконов с рипидами, с дикирем и трикирием периодически проплывают по храму, предшествуя выходу Владыки на полиелей, на литию, каждению, чтению Евангелия.
И, надо сказать, дьяконы не единственные, кто звучат сегодня. Хор мощью, чистотой и проникновенностью своего звучания поражает необыкновенно. Солирует Владислав Покровский, сочный баритон которого слетает с хоров, разливаясь по храму, отражаясь от стен, заполняя собой всё пространство храма и ложась фундаментом под многоголосый аккорд певчих.
Регент Галина Баширова держит в руках нити всех голосов, сплетает из них необыкновенно сложный, и, одновременно, простой в своей целостности музыкальный узор. Кончики пальцев лёгким мотыльком порхают над нотной тетрадью, то замирая на взлёте, то резко падая, заставляя голоса ярко вспыхивать, полыхать под куполом и снова гаснуть, стелиться лёгкой дымкой… Радость, выраженная в мастерстве — вот дар, принесённый в этот день хором Казанского храма Заступнице Усердной.
После службы владыка всегда говорит проповедь. Этот раз не был исключением. Вот её сокращённый пересказ.
Проповедь владыки
Буквально исполняются слова Пресвятой Богородицы, сказанные Ей своей родственнице, праведной Елизавете, матери Иоанна Крестителя: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1:48). Нет в Православной церкви ни одного чинопоследования, неважно предназначено оно для совершения в храме или дома (келейно), в котором не было бы молитвенного обращения ко Пресвятой Богородице.
Но мы постоянно обращаемся к нашей Владычице Небесной не только потому, что это установлено правилами Святой Церкви. Дело в том, что тысячи, десятки тысяч людей могут засвидетельствовать о том, что Пресвятая Богородица в большей или меньшей степени помогала им в жизни.
Россия очень богата иконами Пресвятой Богородицы, но одной из самых почитаемых является, конечно, Казанская икона Божией Матери, обретение которой мы празднуем сегодня. Оно произошло через 25 лет после взятия Казани.
Нужно оговориться, что взятие Крыма и Казанского ханства не было просто некоей экспансией России на чужие земли. Дело в том, что со стороны этих сопредельных государств на русские земли, причём не на большие города, а на небольшие сельские поселения, проводились постоянные масштабные набеги. Людей уводили в плен тысячами. Большинство из них поступали на невольничьи рынки, продавались в Крым и восточные страны. В связи с этим завоевание Казани было актом самозащиты, продиктованным желанием царя оградить своих поданных от постоянных опустошительных набегов.
Первое время после завоевания Казани её православному населению приходилось очень непросто. Однако явление иконы Божией Матери особым чудесным образом стало неким знаком Божией милости и благодати, которое в корне изменило положение дел.
Не стоит также забывать о роли этой иконы в освободительной борьбе русского ополчения во времена смутного времени. Русский народ всегда твёрдо связывал одержанную победу с особым заступничеством Пресвятой Богородицы по молитвам перед её Казанской иконой. И это далеко не единственный пример того, как благодаря вмешательству Божией Матери изменялся ход военных конфликтов.
Нам сейчас кажется, что все это дела давно минувших дней, но последние события на Украине показывают, что это далеко не так. Мы не можем напрямую вмешиваться в братоубийственную войну, которая ведётся в соседнем государстве, но мы можем и должны обращаться ко Пресвятой Богородице, которая не раз и не два подавала не просто ощутимую, а решающую помощь в подобных ситуациях.
Именно сейчас воспоминание о днях былых как нельзя более живо и актуально. Оно показывает нам действенное средство, которое имеет каждый из нас в деле помощи братскому народу.