|
Архиерейская служба на Крестопоклонной Неделе
На Крестопоклонную Неделю, которая в этом году пришлась на 18 марта, Божественную литургию Василия Великого в нашем храме совершал Высокопреосвященнейший Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Архиерейское служение — особое событие в жизни каждого прихода: когда архипастырь посещает один из многочисленных храмов, расположенных на территории вверенной ему епархии; когда он возглавляет соборную молитву; когда Господь через его сугубое1 благословение ниспосылает пастве сугубую же благодать, тогда душа каждого православного человека с особой полнотой ощущает близость Господа нашего Иисуса Христа к нам грешным и Его великую к нам любовь. Архиерейское служение по-особому красиво и возвышено: среди прочих его богослужебных особенностей выделяется песнопение на греческом языке, которое как бы подчёркивает древность православного богослужения и его преемственность от Византийской Церкви: «Тон деспотин кэ архиереа имон, Кирие, филатте, ис полла эти деспота» («Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета»). Этим песнопением хор от лица всех молящихся отвечает на ахрипастырское благословение, которое архиерей после входа в храм и целования икон, установленных у царских врат, преподаёт верующим с амвона. Красота греческого языка, его особая певучесть и, в то же самое время, бодрость, внутренний ритм создают особо благоговейную атмосферу в церкви. Торжественное «Ис пола эти деспота», звучащее с хоров как некий музыкальный пик произведения, завершает это прекрасное песнопение, как бы вводя нас в распахнутые двери архиерейской службы.
Мы, конечно, не ставим себе цель описывать здесь всё последование богослужения: не будем скрывать, цель нашей статьи не описать, а заинтересовать, передать нашим читателям те чувства, которые вызывает в наших сердцах эта церковная красота. Конечно, богообщение, а не эстетическая составляющая является главным смыслом богослужения; однако в Церкви, как в едином организме, духовное наполнение неразрывно связано с его внешними формами. Наша цель будет достигнута, если хотя бы один человек, прочитав эту статью, пожелает соприкоснуться с красотой архиерейской службы и ради этого придёт в храм Божий. По окончании службы Владыка, по своему обыкновению, обратился к пастве со словами проповеди, краткое содержание которой мы сейчас изложим. Как некий эпиграф или зачин в начале своего архипастырского слова он привёл фразу, которая довольно часто звучит из его уст во время Великого поста: «Нет ничего более постоянного, чем человеческое непостоянство». Эта фраза означает, что человек, даже если он постоянно стремится бороться со своими грехами, страстями, немощами, даже если он преуспевает в этом, периодически теряет остроту своего внимания, своей готовности бороться со грехом, периодически испытывает некое духовное расслабление. К сожалению, это свойственно падшей природе человеческой.
Когда мы начинали поприще Великого поста, когда читали великий канон Андрея Критского, многие из нас чувствовали усердие, стремление с наибольшим вниманием пройти пост, как можно более усердно молиться, чаще ходить в храм… Но вот половина поста уже пройдена, и тут в церкви перед нами поставляется Честной Крест Господень. И это не случайно. Он должен воздвигнуть нас к прежнему усердию, к прежней бодрости, потому что, взирая на него с верой, мы понимаем, какой ценой нам даровано наше спасение и каково величие любви Принесшего эту жертву. Время Великого поста — это время, специально предназначенное для того, чтобы мы могли преодолеть наше непостоянство в движении к Богу и к нашему спасению. Крестопоклонная Неделя — это некий рубеж, некий этап, на котором Церковь через Крест Господень подаёт нам новые силы для прохождения спасительного для нас поприща. Если мы отнесёмся к этому празднику как к некоему духовному перевалочному пункту, на котором нам даруется благодатная помощь, необходимая для прохождения оставшейся половины поста, то мы сможем не ослабевая достигнуть конца Святой Четыредесятницы2 и достойно подготовиться к великому празднику Пасхи Господней. |
|||||||