В разделе "Наш храм"

Наш храм > История > Церковь в солдатской слободке

Домой Карта Галерея Гостевая

ЦЕРКОВЬ В СОЛДАТСКОЙ СЛОБОДКЕ

цистерны

Нефтяные цистерны в Улешах Фото нач. XX в. Из фондов СОМК.

В 1869 году произошел очередной обвал Соколовой горы, около которой жили потомки пахотных солдат. Пахотные солдаты - это местное население, подчиненное военному ведомству, которое в мирное время селилось на окраинах городов и обрабатывало землю. Обвал разрушил 133 дома, и пострадавшему населению были выделены участки на берегу Волги в урочище Улеши. Здесь переселенцы образовали новую слободку, названную Солдатской.

Панорама Улишей

Панорама на Улеши и Увек. 1900 год. Из фондов СОМК.

В восьмидесятых годах XIX века с прокладкой железнодорожной ветки вдоль Волги этот район быстро застраивался торговыми и промышленными предприятиями.

В этом обширном рабочем поселке, где находились паровые мельницы, лесопильный завод, завод акционерного общества Русской железной промышленности, керосиновые и нефтяные склады товарищества Нобель, стало не хватать своего храма. Известие о том, что на Большой Сергиевской улице (сейчас ул. Чернышевского) начнется строительство церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, рассчитанной приблизительно на 800 человек, православные жители Солдатской слободки восприняли с огромной радостью.

Берег Волги

Берег Волги у Саратова. Улешовская база. 1900 год. Из фондов СОМК.

В воскресный день 25 июля 1904 года после литургии в храме Иоанна Предтечи (к которому тогда были приписаны прихожане Солдатской слободки), к месту закладки новой церкви двинулся многолюдный крестный ход, который возглавлял Его Преосвященство, епископ Гермоген (Долганев) со священнослужителями и, по свидетельствам очевидцев, крестный ход сопровождала "масса народа, преимущественно женщины из простого класса".

Церковь Красного Креста

Церковь Красного Креста. До перестройки по проекту губернского архитектора С. Ф. Езеровского. Фото нач. XX в. Из фондов СОМК.

Жители Солдатской слободки организовали свой, встречный крестный ход. Встретившись в районе Дегтярной площади (ныне район Полиграфкомбината), люди с иконами и хоругвями подошли к месту будущего храма, где был отслужен молебен и освящено место для строительства новой церкви во имя Казанской иконы Божией Матери.

Как писали газеты того времени, рабочие заводов и железнодорожных мастерских долго не хотели расходиться по домам, желая услышать от Владыки слова -поучения и вразумления - "в виду тревожного настроения умов в последнее смутное время". Среди заводской молодежи все больше усиливались революционные, мятежные настроения, и старшее поколение, как никогда, нуждалось в поддержке духовенства. Преосвященный Гермоген обратился с словом к строителям храма и пожелал им успеха в его созидании.

Духовный вестник

Саратовский духовный вестник

Многочисленные заботы о строительстве храма в свое время легли на плечи протоиерея Михаила Дроздова - настоятеля церкви во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя (она находилась в районе нынешнего входа в Горпарк), который отдал этому делу много времени и сил.

Храм строился быстро, и уже в сентябре 1904 года газета "Саратовский Дневник" писала: "Постройка церкви в Солдатской слободке идет успешно: возведены стены, кладутся балки. По инициативе настоятеля церкви Красного Креста (так в народе называли Иоанно-Предтеченскую церковь - Авт.), священника М. Я. Дроздова, предполагаются большие изменения в самом плане церкви. В настоящее время явилась возможность обложить церковь кирпичом, сделать майоликовый иконостас, воздушное отопление, фонарь на куполе предполагается сделать светлым, и деревянные полы заменить терракотовыми. Вследствие таких нововведений приходится изменить самый фасад и конструкцию храма".

Церковь Красного Креста

Ново-Казанская церковь в Улешах. Фото нач. ХХ в.

Освящение храма

В день освящения Ново-Казанской церкви. В центре - святой священномученик Гермоген (Долганев), епископ Саратовский и Царицынский Фото 16 октября 1905 г. Из фондов СОМК.

На Кузнецовском фарфоро-фаянсовом заводе был заказан знаменитый на весь город иконостас из фарфора с позолотой, украшенный "воздушными" орнаментами, полюбоваться которым приезжали люди со всех концов города. "Фаянсово-эмалевые иконостасы и киоты представляют собой новость и довольно охотно принимаются русскими церквами, так как они прочнее деревянных и не требуют ремонта и позолоты вновь", - говорилось в рекламном проспекте фирмы.

К осени 1905 года строительство нового храма было завершено. Церковь получилась обширной и крепкой: ":деревянная, снаружи обложена до восьмерика кирпичом, а внутри вся оштукатурена, с деревянной колокольней". В поселке была церковно-приходская школа, основанная в 1895 году и приписанная к церкви Иоанна Предтечи. С 1905 года она была отнесена к Казанской церкви, в ней на тот год обучалось 142 ученика.

Ново-Казанская церковь.

Ново-Казанская церковь. Фото нач. XX в.

Метрическая книга

Метрическая книга Ново-Казанской церкви за 1915 год. ГАСО. Ф. 637. Оп. 2. Д. 3706. Л. 361.

В воскресенье 16 октября 1905 года Преосвященный Гермоген освятил новый Казанский храм, и в своем поучении после совершения первой литургии выразил радость по поводу освящения храма и отметил особенное одушевление и молитвенное направление потрудившихся в созидании храма насельников слободки, при чем разъяснил, что дорого видеть, когда не земные интересы, выгоды и расчеты занимают верующих, а заботы о душе и вечном спасении. Особенно в такое тяжелое, смутное для христианской веры время первой русской революции...

Но главные трудности были впереди: приближался революционный 1917 год.

Из слова священника Михаила Дроздова после закладки храма во имя иконы Казанской Божией Матери, 25 июля 1904 г.

Слово о. Михаила

"...Итак, с помощью Божией, наше лучшее желание исполняется, начинает осуществляться предпринятое нами дело. Прошедшее Воскресенье, мы, с благословения Владыки, молились здесь по случаю начала работ по приготовлению земляных рвов для вновь строящегося храма, а сегодня наш Архипастырь... сам пришел к вам, с таким торжеством и так благолепно совершил закладку св. храма! Напомню вам то назидательное поучение, что мы сегодня слышали от нашего Архипастыря за Божественной Литургией. Что такое Храм Божий? Это, во-первых, место особого благодатного присутствия Божия, это училище благочестия, это место молитвенного возношения ума и сердца человека к Богу... "Умрем за Св. Софию", - т. е. за храм Св. Софии, - говорили древние новгородцы, идя на битву с неверными. Будем же, как во всем добром, так и в этом деле, подражать нашим предкам. Любовь к Богу, к Церкви Божией, любовь к Государю и Отечеству всегда были присущи русским людям. Этим зиждилась и крепла Русская земля! Приступаем мы к этому делу с малыми средствами. Но пусть недостаток материальных средств не смущает нас! Будем помнить, что "аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие". Будем же прежде всего в нашем деле усердно обращаться к Господу, и Господь поможет нам...

Владыка наш, в постоянных своих святительских заботах о спасении душ ваших, не оставил вас без своего особого милостивого внимания. Благодаря его содействию, у вас выстроено прекрасное помещение для школы. Не так давно мы видели нашего Архипастыря, полагавшего основание сей школы: при его личном участии, у вас воздвигнут, так сказать, храм науки, что мы видим пред собою, а сейчас он же совершил для вас закладку храма Божия. Ему же, как известно, принадлежит и самая мысль устройства вашего храма, а мы являемся лично послушными его исполнителями.

Считаю своим долгом поблагодарить и всех добрых людей, которые почтили своим присутствием настоящее торжество, всех благотворителей, которые своими средствами, а некоторые и личным трудом, пришли нам на помощь в этом святом деле...

Но при этом не могу не повторить вам мое увещание, что непременным условием успешности нашего труда должно быть единение, взаимное доверие, дружная работа всех, призванных к ближайшему участию в этом деле. Тогда только и Господь пошлет нам свою помощь. "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие. Аминь".

"Саратовские епархиальные ведомости", 1905 г. № 18. С. 1005-1008.

Посещение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гермогеном, новостроящейся Казанской церкви в Солдатской слободке, близ Саратова (21 июня 1905 года)

"...Строительный комитет в течение десяти месяцев успел вывести стены храма, устроить крышу, двери и оконные рамы и поставить печи, так что в мае храм вчерне был готов. Храм, рассчитанный на 800 человек, деревянный (обложится кирпичом), очень обширный и высокий, своим внутренним видом производит хорошее впечатление... Преосвященный... объявил, что он посетит храм 2 сего июня и совершит здесь вечернее служение с молебном и акафистом Божией Матери. Устроено было временное возвышение на месте амвона, окна завешены брезентами, земляные полы выровнены, усыпаны песком и устланы травой. На месте будущего иконостаса установлены все имеющиеся иконы, большая часть которых пожертвована вместе с иконостасом Царицынским Белогорским монастырем; повешено было даже паникадило... Убрав так свой храм, слобожане с радостью ожидали прибытия Владыки. Преосвященный прибыл в храм в начале 7 часа. Тотчас началась вечерня, которую совершал один из священников приходской Иоанно-Предтеченской церкви. За Богослужением пел народ, во главе с учащимися местной церковно-приходской школы. После вечерни Преосвященный, в сослужении шести священников, совершил молебен с акафистом Божией Матери. Народ воодушевленно участвовал в массовом пении. После чтения Евангелия, Преосвященный обратился к присутствующим с прочувствованным словом, в коем коснулся современных недугов - смут и волнений, так жестоко и несвоевременно разразившихся над нашим дорогим Отечеством и, в частности, не миновавших и здешней местности. Владыка выяснял причины этих недугов и предлагал пастырские средства к уврачеванию их... По окончании молебна Владыка долго благословлял молящихся, причем... каждому из них были розданы брошюры и листки религиозно-нравственного содержания. Из церкви Владыка проследовал в помещение церковно-приходской школы, где за чаем душевно беседовал с членами строительного комитета и другими жителями слободки... Здесь члены комитета обратились к Преосвященному с письменной просьбой - помочь им и указать путь к скорейшему окончанию сооружения св. храма, чтобы осенью этого года приготовить его к освящению, при этом представили Владыке и краткий отчет по устроению храма... Владыка разрешил в праздник Пятидесятницы произвести кружечный сбор во всех церквах г. Саратова на построение храма в Солдатской слободке, а отчет о постройке "напечатать в виде листка-воззвания"... Так незаметно прошло почти два часа, когда Владыка, преподав всем благословение и напутствуемый общею благодарностью, отбыл из школы".

Священник Михаил Дроздов. "Саратовские епархиальные ведомости", 1905 г.

Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и всея Сибири

Священномученик Гермоген

Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и всея Сибири

В миру Георгий Ефремович Долганeв, в Новороссийском университете прослушал курсы юридического, математического, историко-философского факультетов. В 1893 г. окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 14 января 1901 г. хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. С 21 марта 1903 г. по 17 января 1912 г. Владыка Гермоген - епископ Саратовский и Царицынский. Неординарная личность святителя - апологета Православия в сочетании с ревностной и благочестивой жизнью особенно ярко проявилась во время служения Владыки на Саратовской кафедре. В период революции 1905 г. Владыка Гермоген делал все, чтобы остановить "революционное беснование". Святитель остался в памяти своей паствы как строгий аскет, молитвенник, ревнитель миссионерского дела. 8 марта 1917 г. назначен на Тобольскую кафедру. После октябрьского переворота святитель Гермоген встал на позицию бескомпромиссной борьбы с безбожием. Владыка благословил на мученический венец св. Царственных мучеников. В Страстной Пяток 3 мая 1918 г. Владыка был арестован и 29 июня утоплен в р. Туре. 16 июля 1918 г. нетленные мощи его были обретены и погребены в пещере свят. Иоанна Тобольского. 23 июня 1998 года священномученик Гермоген был прославлен в лике местночтимых святых Тобольской епархии, а 20 августа 2000 года Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви его имя было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В 2005 году во время реставрации и реконструкции Софийско-Успенского собора были обретены места захоронения десяти тобольских архипастырей, в том числе, к радости православных - гробница священномученика Гермогена. Вскрытие склепа и освидетельствование святых мощей священномученика благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Известно, что по молитвам св. Гермогена получали исцеление многие верующие. 2 и 3 сентября 2005 года в Тобольске проходили торжества, посвященные обретению мощей священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского и Сибирского. В ночь со 2 на 3 сентября честные останки священномученика крестным ходом перенесены в храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Причт Ново-Казанской церкви (по данным метрических книг, хранящихся в Государственном архиве Саратовской области)

1905, 1906, 1907, 1908 - священник Сергей Вязовский, псаломщик Алексей Афинов; 1909 - священник Сергий Вязовский, священник Иоанн Сперанский.

1910, 1911 - священник Александр Папков, псаломщик Евфимий Петропольский; 1912 - священник Александр Папков, псаломщик Андрей Туманов; 1913 - с 20 января священник Александр Александровский, псаломщик Андрей Туманов; 1914 - с 2 февраля священник Александр Колесниченко, с 4 августа священник Иоанн Широкинский, священник Антоний Протоклитов, священник Александр Орлов, псаломщик Андрей Туманов; с 21 октября 1918 - псаломщика нет.

С 2 сентября 1914 по закрытие церкви в 1929 году - священник, затем митрофорный протоиерей Лев Архангельский.

Новости

Объявления

Hosted by uCoz