В разделе "Наш храм"

Наш храм > История > Время испытаний

Домой Карта Галерея Гостевая

ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ

Протокол собрания
Протокол собрания

Протокол общего собрания коллектива верующих Ново-Казанской церкви от 1 июля 1923 г. ГАСО. Ф. Р. 456. Оп. 1. Д. 1171. Л. 10, 5об.

После революции по всей стране, в том числе и в Саратове, новые власти стали закрывать и разрушать церкви.

В двадцатые годы XX века было принято решение закрыть и Ново-Казанскую церковь. Но прихожане до последнего боролись за свой храм и делали все возможное, чтобы его сохранить.

Для этой цели в 1923 году было создано "Православно-христианское общество при Ново-Казанской церкви в Солдатской слободке", зарегистрированное в Губисполкоме. За его создание подписались 133 человека, большинство - рабочие (в списке каждый должен был указать свое социальное положение). Эти люди вызвались полностью взять на свое содержание храм и нас-тоятеля - протоиерея Льва Васильевича Архангельского.

"Православно-Христианское общество при Ново-Казанской церкви г. Саратова имеет целью объединение граждан г. Саратова, исповедующих веру во Единого Бога, в Троице славимого, Спасителя нашего Богочеловека Христа, Его Пречистую Матерь-Богородицу и основанную Им Единую Св. Соборную и Апостольскую Церковь, согласно Никео-Цареградскому Символу Веры"

Устав, принятый на "общем собрании коллектива верующих" Ново-Казанской церкви, не случайно содержит столько канонических подробностей. После революции в Русской Православной Церкви возникло движение так называемых живоцерковников, которые выступали за "обновление" Церкви, которое они видели в несоблюдении ее канонов и заявляли о поддержке Советской власти.

В восьмидесятые
В восьмидесятые
В восьмидесятые

Казанский храм в советские годы. Фото 1980-х годов.

Прихожане Ново-Казанской церкви в своем уставе подчеркивали, что они не желают ничего общего иметь с обновленцами, и хотят оставаться "в канонической зависимости от Епископа старо-церковного направления". В то время требовалось немалое мужество, чтобы открыто заявлять такие вещи! Однако сто тридцать три человека поставили под протоколом свои подписи, каждая из которых - молчаливое свидетельство веры: "членам Совета Копылову, Попову и Томникову вместе с о. протоиереем Архангельским было поручено получить благословение от Преосвященного Петра, Епископа Сердобского, и просить принять общество под свое каноническое руководство".

Подписи

Подписи общего собрания с указанием социального происхождения прихожан храма. ГАСО. Ф. Р. 456. Оп. 1. Д. 1171. Л. 8об.

И все-таки, в 1929 году, когда гонения на Церковь приобрели еще более массовый и жестокий характер, Ново-Казанская церковь в Саратове была закрыта.

"Строители коммунизма" разграбили все церковное имущество, разрушили колокольню, варварски уничтожили, буквально разбили на куски, уникальный фарфоровый иконостас.

Но само здание церкви, по счастью, уцелело: в ее стенах на долгие годы разместился заводской деткомбинат, позднее переименованный в детский сад № 20.

Лишь 10 декабря 1994 года здание храма в честь Казанской иконы Божией Матери было возвращено Саратовской епархии и вновь освящено.

Начался новый этап в истории Казанского храма, с которым тесно переплелись судьбы многих пастырей добрых.

Митрофорный протоиерей Лев Васильевич Архангельский

Родился в Саратове в семье диакона в 1869 г. После окончания духовных школ служил священником с 3 сентября 1890 г. в Николаевской церкви села Новокрещеново Кузнецкого уезда, с 26 мая 1893 г. в Казанской церкви села Барнуковки Вольского уезда, с 2 сентября 1914 г. и до ее закрытия служил в Ново-Казанской церкви Саратова. Венчан с Анной Ивановной, родившейся в 1869 г. в Вольском уезде Саратовской губернии в семье священника, была сельской учительницей и домашней хозяйкой, умерла в 1930 г. в Саратове. Протоиерей Лев скончался в 1934 г.

Его дети: Владимир род. в 1892 г., окончил Петербургский политехнический университет, инженер; Сергей род. в 1894 г., окончил Варшавский и Московский университеты, филолог, инженер-физик, педагог, нагржден орденом Ленина; Николай род. в 1896 г., окончил Варшавский университет и Саратовский сельскохозяйственный институт, агроном-педагог; Екатерина род. в 1898 г., окончила Саратовский университет, врач, награждена несколькими орденами; Геннадий род. в 1900 г., окончил Саратовский университет, агроном-педагог, награжден орденами "Знак Почета" и Трудового Красного Знамени; Антонина род. в 1902 г., окончила Саратовский университет; Анатолий род. в 1905 г., окончил Саратовский университет, с 1933 по 1980 гг. работал в Уральском политехническом институте педагогом, канд. геолого-минералогических наук, доцент, зав. кафедрой минералогии и петрографии являлся организатором Кабинета геологии и минералогии УПИ, † 1988 г.; Виктор род. в 1910 г., окончил Иркутский университет, участник ВОВ, климатолог, доктор географических наук, профессор, зав. кафедрой метеорологии и климатологии СГУ, в 1973-1978 гг. - декан географического факультета СГУ, † 1990 г.

Святитель Петр

Святитель Петр (Соколов)

Святитель Петр (Соколов) хиротонисан 18 марта 1923 г. во епископа Сердобского, викария Саратовской епархии, в 1923-1928 гг. - епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. В 1923 г. временно управлял четырьмя епархиями (Астраханская, Самарская, Уральская, Пензенская). С 1924 до 1927 гг. пребывал в узах на Соловках, после чего был на поселении в г. Кирсанове Тамбовской губ. С 1928 г. по 13 августа 1930 г. - епископ Могилевский, с 15 сентября 1930 г. - епископ Сталинградский. 16 апреля 1933 г. возведен в сан архиепископа. С 25 ноября 1935 г. - архиепископ Воронежский. С октября 1936 г. - в заключении. Владыка скончался 16 мая 1937 г. в тюрьме.

Новости

Объявления

Hosted by uCoz