Главная > Статьи > Зачем нам нужны трагедии?

Домой Карта Галерея Гостевая

Зачем нам нужны трагедии?

Проповедь на праздник Казанской иконы Божией Матери, установленный в память избавления Москвы от польских интервентов.

Мы много раз слышали о том, что нужно всё принимать от руки Божией как лекарство со смирением и благодарностью. Даже самые трудные и зачастую страшные вещи. Но как же это бывает тяжело! У нас постоянно возникают вопросы: за что? что я такого сделал? почему именно я? какой в этом смысл? И прочее, и прочее, и прочее…

Трудно нам бывает понять всё происходящее в нашей жизни. А ведь всё это имеет тот или иной смысл — даже полнейшая, как нам кажется бессмыслица.

Ну какой мог быть смысл в том, что происходило в конце шестнадцатого — начале семнадцатого веков на просторах нашей многострадальной Руси? Какой смысл имели бесконечные распри, предательства, низости, недостойные звания человека; какой страшной бессмыслицей кажется нам гибель бесчисленных тысяч людей, страшный неурожай, голод этих годов, выкосивший множество жизней, приведший к разбою, грабежам, образованию множества банд, не знавших жалости… Какой во всём этом смысл?

Извечная тема, которая волновала лучшие умы человечества — как Господь допускает такое! — остаётся для многих неразрешённой, и благодаря этому сатана ловко пленяет их души.

Но всё-таки ответ на этот вопрос есть. Он прост и непостижим одновременно, как просто и непостижимо откровение о том, что Бог — Создатель пространства и времени… Ум просто не может этого объять. Нечто подобное и здесь…

Ответ на этот вопрос парадоксален: люди гибли ради спасения. Люди гибли ради своего спасения. Люди гибли ради спасения своих ближних. Люди гибли ради спасения своего народа.

Чтобы понять, о чём идёт речь, давайте оглянемся на наш сегодняшний мир. Оглянемся на наших современников. Посмотрим на самих себя. Мы считаем себя верующими людьми, а по Евангелию не живём. Произносим молитву «Отче наш», говорим «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», а сами не готовы простить своих обидчиков, и этой фразой наводим на себя осуждение Божие.

Мы нетерпеливы, немилосердны, завистливы; мы превозносимся и гордимся, бесчинствуем, ищем своих выгод, раздражаемся и всегда думаем о других плохо, в глубине души радуемся о падении своих ближних и не выносим, когда они праведнее нас. Мы всегда готовы посмеяться над недостатком другого, никому не доверяем, не имеем надежды и, соответственно, никакие жизненные невзгоды не способны перенести мужественно и стойко. И тем самым мы постоянно опадаем от Бога.

Это наш мир. В нём любовь считается атавизмом — её заменяет взаимовыгодное сотрудничество. Это наш мир, в котором Бог считается не Отцом, а нестандартным способом решения жизненных проблем; способом, который активируется путём выставления определённого количества свечек. Это наш мир, где в цене только один принцип — раздави ближнего своего!

В этом мире, каждый думает, что своей жизнью он управляет только сам;  что всё, чего он добился — это лишь его заслуга. На вопрос, почему он не хочет помочь своему брату, каждый ответит: «Почему это я должен помогать неудачникам?!» Люди видят в своих ближних не братьев, а либо инструменты успеха, которые можно использовать, либо препятствия, которые необходимо устранить.

А теперь вопрос: что Богу с нами такими делать?

Бывает, что этот нарыв греха достигает такой степени, что уже ничего, кроме глобального потрясения, народ спасти не может. И Господь отпускает нас, позволяет нам увидеть себя такими, какие мы есть. И тогда начинается Смутное время.

Смутное время — это зеркало, в котором человек видит своё истинное лицо. Смутное время — это понимание того, к чему приводит жизнь для себя и по своему помрачённому грехом уму. Смутное время — это осознание того, что без помощи Божией ни народ, ни отдельный человек не может ничего построить — он может только разрушать.

И только когда весь народ смог усвоить этот страшный и болезненный урок, урок, стоивший стольких жизней, отданных ради спасения Святой Руси, только тогда «суд об отечестве нашем был пременён на милость».

«День народного единства» — очень красивое название, но очень уж общее, неконкретное. Нужно бы уточнить, что именно послужило причиной единения: весь народ собрался под знаменем единой идеи — «Единственная наша сила — это Господь, единственная наша надежда — это заступничество Пресвятой Богородицы». Весь народ проснулся от греховной спячки, греховный нарыв был прорван и началось выздоровление.

Если бы этого не произошло, и народ не извлёк бы страшного урока из событий Смутного времени, России не было бы в настоящее время. Было бы что-то другое.

Замечательное название «день народного единства», но это название неполно. Гораздо точней было бы назвать его «день народного единства под покровом Пресвятой Богородицы».

Новости

Объявления

Hosted by uCoz