Главная > Статьи > О Кресте Гопсоднем

Домой Карта Галерея Гостевая

О Кресте Господнем

Крест

Крест на престоле, подготовленный для выноса.

27 сентября празднуется Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Хотелось бы в этот день обратиться к теме насколько таинственной и непостижимой, настолько же и необходимой для понимания и усвоения её не только умом, но и сердцем каждого из нас. Эта тема — Крест Господень.

Таинство Крестных Страданий Спасителя неразрывно и теснейшим образом связано  с таинством Его Воскресения. Почему мы называем этот вопрос непостижимым? Потому что нельзя падшим человеческим умом полностью постигнуть его суть, как нельзя в нашем греховном состоянии лицезреть тайну Святой Троицы или объять нашим ограниченным сознанием вроде бы простейшую истину: Бог — Создатель не только мироздания, но пространства и времени как таковых. За этот рубеж наш ум проникнуть не может. Именно поэтому большинство вопросов, связанных с бытием Божиим, мы можем принимать только на веру. По этой причине мы и называемся не «знающими», а «верующими».

Тем не менее, для того чтобы правильно веровать, необходимо коё-что и знать. В этой статье, не претендуя на полноту охвата данного вопроса, мы постараемся рассмотреть те грани таинства Креста Господня, которые способен воспринять наш разум.

Начнём с главного. Прежде всего, Крест Господень есть проявление величайшей и безбрежной любви Бога к Своему творению. Наверное, никому из нас не нужно объяснять, почему это так, но возникают многие другие вопросы: зачем это было нужно? неужели нельзя было спасти человечество другим способом? каким образом распятие и смерть Христа спасли человечество?.. Эти и многие другие вопросы, возможно, возникали в уме каждого из нас, но, может быть, так и не нашли достаточно ясного ответа. Давайте, всё-таки, попытаемся их разрешить.

Можно сказать, что события, произошедшие на Голгофе, сами по себе невозможны и парадоксальны…  Они противоречат установленному порядку вещей и элементарной логике! Почему? Потому что, во-первых, смерть — это прямое следствие греховности, а Христос безгрешен; во-вторых, Источник Жизни просто не может умереть! Здесь даже не подберёшь подходящей аналогии: можно было бы сравнить Бога с солнцем, однако, в отличие от Бога, солнце всё-таки может погаснуть и перестать светить. Бог не может! Дело в том, что одно из свойств Бога — неизменяемость. Он никогда не изменится ни в одном из Своих качеств, в частности Он не может перестать быть Источником Жизни, даже приняв человеческое естество. Как НЕИЗМЕНЯЕМЫЙ Источник бытия мира может умереть?! Это непостижимо!

Можно возразить, что Христос умер как человек, а человеку свойственно умирать. Да, это действительно так, он умер как человек! Но дело в том, что две природы, божественная и человеческая, соединились во  Христе неслиянно, неизменно, нераздельно и неразлучно[1], вследствие чего уже нельзя рассматривать их по отдельности. В догматике это называется термином общение свойств, которое, в частности, допускает так называемые теопасхитские выражения. То есть, мы можем говорить о страдании Бога на Кресте, ввиду того, что этот Бог есть, одновременно, и Сын Человеческий.

Если же эти выражения являются истиной с точки зрения богословия, возникает вышеозначенный вопрос: как Бог мог умереть? Да, никак! Не мог Он умереть! Это нарушение одного из основных принципов мироздания — смерть есть следствие греха и не может обладать безгрешным Источником Жизни, как же как и тьма не может обладать источником света ни при каких обстоятельствах!

Однако мы все прекрасно знаем, что это произошло, и вопрос о том, как Господь устроил это чудо, для нас навсегда останется тайной за семью печатями. Но мы знаем, почему и для чего Господь совершил эту непостижимую вещь.

Здесь мы подходим к одной очень важной истине, которую не всегда осознаём, но всё-таки интуитивно чувствуем. Она очень проста: дело в том, что настоящая любовь — превыше всего, даже превыше незыблемых законов мироздания. Любовь — это главное чудо мира, и, одновременно, основа его бытия. Христос умер на Кресте, потому что любит нас. Прямая логика вещей оказалась бессильной перед этой Любовью!

Но тогда возникает другой вопрос: а зачем Христу вообще нужно было умирать? Ведь он мог придти, научить нас всему, чему научил, вознестись после этого на Небо и точно также сесть одесную Бога Отца. Зачем нужна была смерть?

Этот вопрос очень труден для понимания и когда пытаешься рассмотреть его, смысл как бы постоянно выскальзывает из цепких «пальцев» ума. Вот, вроде бы ты уже ухватил суть, а через секунду понимаешь, что ничего не понимаешь!

Завесу этой тайны приоткрывает перед нами тропарь Пасхи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Дело в том, что Христос, как Бог, соприкасаясь с теми или иными вещами, преображает их сущность и сообщает им новые свойства. Смерть в том качестве, в котором она была до распятия Богочеловека, упразднилась и перестала существовать для верующих в Него. Внешне ничего не изменилось — люди по-прежнему умирают — а по сути всё преобразилось коренным образом.

Давайте же рассмотрим, что представляла собой смерть до пришествия Христа, и чем она стала после Его распятия.

Смерть вошла в человеческую природу в тот момент, когда наши прародители решили отказаться от повиновения Богу и захотели постигать окружающий мир своими тварными способностями, захотели жить в нём без Божьей указки и возжелали «подобно богам» знать добро и зло. Это было нечто похожее на то, что мы наблюдаем в определённом возрасте у подростков, когда они стараются отмежеваться от своих родителей и научиться  сами «плавать» в этом мире; мы знаем, что это один из опаснейших периодов жизни, во время которого ребёнок может «заплыть» в такие дали, из которых вернуться уже довольно трудно.

Адам и Ева захотели познавать мир без Бога, они отмежевались от Него, что привело к пресечению той незыблемой доселе связи, которая соединяла их со своим Творцом…

Сделаем небольшое отступление, для того чтобы понять, что после этого произошло. Приведём сравнение, которое будет понятно большинству современных людей. У многих сейчас есть ноутбуки, нетбуки, электронные планшеты или сотовые телефоны. Они могут больший или меньший промежуток времени работать на аккумуляторах, которые требуют периодической подзарядки, а могут и вообще работать непосредственно от сети. А теперь давайте представим, что электричество в городе отключили навсегда. Сначала с нашими ноутбуками, планшетами, телефонами и проч. не произойдёт ничего особенного, они будут продолжать работать, как ни в чём не бывало. Однако через несколько часов (а для телефонов — через несколько дней) аккумуляторы будут разряжены, и ни один из этих приборов не сможет более функционировать.

Нечто подобное произошло и с людьми после грехопадения. Они стали смертными ввиду того что потеряли «подключение» к Источнику бесконечного бытия. С тех пор у каждого из нас есть свой «лимит заряда аккумулятора», у кого-то он чуть больше, у кого-то чуть меньше, но у всякого из нас он ограничен. У всякого — без исключения.

Однако ограничение срока физической жизни на земле — это ещё не самое страшное, что произошло. Слова Бога о том, что в день, в который ты вкусишь от него (плода древа познания добра и зла), смертью умрешь (Быт. 2:17), относятся не к физической смерти. Действительно, ведь ни Адам, ни Ева не умерли в тот день физически. Значит, речь идёт о совершенно других вещах. Они состоят в том, что с грехопадением в человеческую природу вошла греховность, и, как следствие, смертность. Человек не только не может теперь жить вечно физически — «Источник питания» отключен, а «аккумулятора» хватает на семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет (Пс. 89:10) — но греховность человека стала причиной отчуждения его души от Бога и после смерти. Смерть души — вот о чём говорил Господь вышеупомянутой фразой. Между человеком и его Творцом возникла непреодолимая для первого стена.

Каковы же видимые последствия того, что в человеческую природу вошла смертность? Они поистине ужасны. Мы уже рождаемся и видим мир таким, какой он есть сейчас: нам трудно даже представить, какой трагедией для девственно чистого мироздания явились те перемены, которые произошли в результате грехопадения прародителей. Весь мир, не только человек, преобразился коренным образом: в него вошли страдание, боль, физическая смерть; установился закон взаимного пожирания в природе; земля более не давала плода без того, чтобы человек в поте лица своего трудился над его взращиванием. Мир превратился в юдоль плачевную (Пс. 83:7). Он изменился сообразно изменению внутреннего состояния человека, так как последний был и остаётся царём природы. Однако даже в этом изменённом в результате грехопадения мире, сохранился отблеск той красоты и того великолепия, которые он имел во всей полноте до той страшной трагедии.

Однако самым страшным, как мы уже сказали выше, было то, что после смерти люди не могли взойти к Богу, и даже праведники вынуждены были томиться в аду. Таким образом, смерть до пришествия Христа являла собой переход в состоянии отчуждённости от Бога. Единственной надеждой и утешением праведников ветхозаветных было ожидание грядущего Мессии. Только оно, это ожидание, делало жизнь не бессмысленным существованием с исходом в безысходность (простите за каламбур, но так оно есть) в финале, а наполняло её смыслом грядущего спасения с дарованием живота сущим во гробех.

До пришествия Христа смерть была состоянием отлучения от Бога.

Что же произошло, когда Христос умер на Кресте? Произошла непостижимая и странная вещь: смерть объяла Того, Кто не может быть объят ею в принципе. Но так как это всё-таки совершилось благодаря особому промыслу Божию, смерть перестала быть смертью как таковой, ведь она наполнилась Божеством. Она уже не могла быть более состоянием отлучения от Бога, для верующих в Него людей, так как Он сам воспринял смерть и наполнил её Собой. Как это произошло, нам никогда не понять — есть вещи просто непостижимые для человеческого разума — но мы знаем, что это так.

Ввиду вышеизложенного, становится понятным тропарь Пасхи, утверждающий, что Христос Своей смертью попрал смерть. Но речь идёт не о физической смерти, а именно о той смерти, о которой Бог предупреждал Адама в Раю, заповедуя не есть плода от древа познания добра и зла, смерти, которая стала причиной разлучения между Богом и Человеком.

Ещё одним немаловажным моментом является то, что Богочеловек Христос не просто умер, а умер за нас и вместо нас. Естественным следствием нашей греховности является смерть не только физическая, но и духовная, но великая любовь побудила Самого Бога принять последствия нашего греха на Себя. Как мы уже говорили выше, невозможное стало возможным благодаря совершенной любви. Любовь стала причиной того, что Христос от лица всего человечества возопил на Кресте: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил (Мк.15:34)! Немыслимая вещь: Бог воспринял на себя БОГООСТАВЛЕННОСТЬ (!) человеческого рода, что и стало причиной Его смерти! Восприняв посредством Своей любви смерть вместо нас, Он тем самым разрушил её, потому что Он — Бог и Источник жизни.

Поклоняясь Честному и Животворящему Кресту, мы не только почитаем страдания Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, но и исповедуем своё благоговение перед великим и непостижимым таинством, которое Он явил, совершив невозможное — умерев за нас, воскреснув и став Начатком и Главой будущего обновлённого человечества.

Новости

Объявления

Hosted by uCoz