Главная > Статьи > О Крестопоклонной Неделе

Домой Карта Галерея Гостевая

О Крестопоклонной Неделе

Середину поприща Великого поста знаменует собой особое почитание Креста Господня — Крестопоклонная Неделя. О смысле праздника, о его значении в жизни христианина, идущего этим нелёгким поприщем, мы и поговорим в этой статье.

В этом году Крестопоклонная Неделя необычна для нашего храма тем, что совершать её службу будет наш Владыка — Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Архипастырское служение — это особое время для любого, даже кафедрального храма, время ответственное и радостное одновременно. Архиерейская служба по-особому красива, величественна, по-особому проникновенна и неспешна. Она всегда собирает множество прихожан, желающих помолиться вместе со своим архипастырем и испросить его благословения на подвиг христианской жизни.

Итак, Крестопоклонная Неделя (неделей на церковном языке называется воскресный день)! Что это за праздник? Каков его смысл? Почему именно в середине Великого Поста совершается это празднование? Ответы на эти вопросы очень важны для нас, для нашего правильного понимания как самого праздника, так и всего Великого поста.

У падшей человеческой природы есть одно характерное свойство — приписывать себе все заслуги и успехи, которые удастся достигнуть в жизни. Очень часто можно услышать из чьих-либо уст: «Я в жизни всего добился сам!», «Всю жизнь я полагался только на свои собственные силы, и то, чего я достиг, это плод только моих трудов!» Знакомо, не правда ли?.. Это характернейшая особенность человеческой психики — каждый стремится убедить себя в том, что он самодостаточен, независим  и свободен. Человек таким образом подспудно старается утвердиться в своей самобытности, независимости от кого-либо (даже от Бога): именно это чувство, это стремление послужило причиной грехопадения наших прародителей, Адама и Евы; именно на этом чувстве зиждется самый большой грех, который является матерью остальных грехов, грех гордыни.

Многие ли из нас, пройдя усердно первую половину Великого поста, постясь, молясь, усердно посещая богослужение, могут про себя сказать, что в нас не закрался этот столь незаметный для нашего разума яд — гордость своей «праведностью»? Дух фарисейства является естественным следствием повреждения нашего естества, как гной является естественным следствием воспаления в ране.

Господь, любя нас и зная всю повреждённость нашего разума и сердца, все червоточины нашей души, заботясь о том, чтобы мы не впали в страшную яму греховного самомнения, дает нам спасительный для нас образ — Свой Честной Крест. Человек, честно и внимательно проходящий духовное делание, увидев перед собой распятие Христа Бога, зачем-то предлагаемое ему Матерью-Церковью на этом этапе его духовного пути, обязательно задумается о том, что это — не просто так. А, задумавшись, поймёт, осознает, какова на самом деле цена всем его добродетелям в свете, исходящем от Креста Господня, орудия Божественного страдания и Божественного спасения рода человеческого.

Крест Господень указывает нам на то, что наши «заслуги» (именно, в кавычках), не являются ценностью сами по себе, они не приносят нам спасения сами по себе, они способствуют нашему спасению только в свете Креста Господня.

Что это значит?

Разберёмся, прежде всего, зачем нам необходим пост. Пост — это действеннейшее средство борьбы страстями, а ведь именно эту задачу нам необходимо решить, чтобы достичь цели нашего земного бытия — соединения с Богом, которое возможно только тогда, когда в нашей душе перестают царить страсти. Пост — это особое время, посвященное именно этому деланию, — очищению души от страстей и греха. Исходя из вышесказанного, мы можем определить назначение поста следующим образом: пост не самоцель, а эффективный инструмент очищения нашей души, необходимый нам для духовного возрастания в полную меру возраста Христова.

Однако не всё так просто: ведь враг рода человеческого постоянно наблюдает за нами, стремясь всякое полезное дело обратить во вред нашей душе. Он-то и всевает в наш разум тонкую, едва заметную мысль о том, что мы достигаем неких «заслуг», совершая всё по церковному чину, всё как нам предписывает устав. Иными словами, мы как бы своим трудом сами устраиваем наше спасение. Полная чепуха! Своими силами никакого спасения мы достигнуть не можем. Мы только создаём условия для того, чтобы наши страсти не мешали силе Божией спасать нас: мы достигаем только этого и не больше. Все остальное делает Господь. Однако если этого не делать, Господь не будет спасать нас насильно, и мы останемся ни с чем, вернее, останемся со своими страстями и грехами, останемся в своей душевной грязи…

Именно поэтому, заботясь о нас, о том чтобы мы не споткнулись об эту подножку, подставленную нам врагом рода человеческого, Господь и поставляет перед нами в церкви Свой Честной Крест, как бы говоря: «Смотри не увлекись тем, что ты делаешь во время Великого поста, не забывай то, чем ты спасён, и Того, Кем ты спасён… Иначе потеряешь это самое спасение, приобретя фарисейскую закваску, впав в гордыню и лицемерие».

Когда мы поём: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим», мы, тем самым, исповедуем перед Богом своё понимание нашего недостоинства и нашей неспособности достичь спасения своими немощными силами: единственная наша надежда — Господь, единственная сила, спасающая нас, — благодать Божия, единственный наш путь в Царство Небесное — Крест.

Новости

Объявления

Hosted by uCoz