Главная > Статьи > Причины агрессивного отношения к Церкви

Домой Карта Галерея Гостевая

Причины агрессивного отношения к Церкви

В чём причины агрессивного отношения многих современных людей к Православной Церкви? Кто в этом виноват: Церковь или сами люди, которые поливают её грязью на необъятных просторах Интернета? В чём причина?

Попробуем оценить это явление современности с точки зрения не столько политической, социальной или какой-либо иной, а с точки зрения внутреннего состояния самого человека, относящегося к Церкви агрессивно.

Начнём раскрытие этих причин со слов Самого Господа нашего Иисуса Христа: Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше (Ин. 15:20), и, прежде всего, выясним те причины, по которым современные Христу иудеи преследовали Его и, в конце концов, распяли.

Давайте зададимся вопросом: за что же всё-таки они распяли Его? Ведь Он был Праведником, Который исцелял их больных, Который учил всех любви и добру, Который накормил множество людей пятью хлебами и сотворил такое множество чудес, о котором апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21:25). Как вышло, что Христос пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11)? Всё дело в том, что Он оказался совсем не тем, кого они ждали: Он совершенно не соответствовал их представлениям о Мессии.

Вспомним, как часто Христос прямо говорит Своим ученикам, что Ему предстоит страдание, смерть и воскресение: несмотря на это, ни один из них не мог понять, что Он имеет ввиду. Они не воспринимали эту информацию совершенно! Но почему? А потому, что в представлении иудеев того времени Мессия должен быть бессмертным, он просто не мог умереть. Именно в этом кроется причина того, что почти все ученики Христа разбежались во время Его страданий на Кресте. В тот момент все их надежды на Него как на Мессию рухнули: они думали тогда, что ошиблись, приняв Иисуса из Назарета за Мессию! Вспомним, когда апостолы Лука и Клеопа идут в Эммаус и встречают по дороге Христа, подошедшего к ним в образе обычного путника и оставшегося неузнанного ими, они рассказывают Ему о последних событиях, случившихся в Иерусалиме, о Его распятии и смерти и заключают своё повествование словами, которые открывают нам глаза на многое: А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. 24:21)! Они НАДЕЯЛИСЬ БЫЛО! Они уже не верят в то, что Иисус и есть тот Мессия, которого ждёт Израиль! Почему? Потому что Он умер, а Мессия не может умереть! Мессия, с их точки зрения, должен был придти для того, чтобы возглавить иудейский народ в его борьбе с римскими захватчиками. После свержения римского ига, вся вселенная, по мнению иудеев, должна была быть завоёвана ими и подчинена их всемирному владычеству, которое возглавит бессмертный Мессия. Вот такого Мессию ждали иудеи, и другой им был не нужен.

Они распяли Христа, потому что Он предал их мечту о земном царстве Израиля. Как только стало ясно, что Он не собирается становиться их политическим вождём, те же самые люди, кто постилал перед Ним пальмовые ветви при Его вхождении в Иерусалим, стали кричать Понтию Пилату: «Распни, распни Его!» (Лк. 23:21) и «Кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27:25). Они не могли Его принять, потому что Он не собирался устраивать их земную жизнь и земное благополучие. Он пришёл, чтобы спасти не только иудеев, но и весь род человеческий, и не от власти римлян, а  от власти сатаны и греха.

Вот мы и подошли к пониманию того, в чём коренится причина преследования Христа иудеями. Но почему тогда Господь говорит, что если Его преследовали, то будут преследовать и Его последователей, христиан? Ведь вся их проповедь — это весть о радости примирения с Богом, о добре и любви.

Господь Сам отвечает на этот вопрос: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15:19). Случай с иудеями, которые не приняли Христа, это только частность: глубинные причины отвержения Бога коренятся более глубоко, и зачастую сами люди не отдают себе в этом отчёта. Господь Иисус раскрывает эти причины в беседе с Никодимом: Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его (Ин. 3:20-21). Именно в этом коренится глубинная причина неприятия Бога или Его Святой Церкви. И здесь идёт речь не только о делах, которые явным образом проявляются как зло, но и о помыслах человека, его страстях, которые не воспринимаются окружающими как прямое зло, но, тем не менее, они им являются.

Рассмотрим подробнее, что происходит в душе человека, хулящего Церковь и Христа, Который (и об этом многие забывают) является её Главой.

Как и многое сказанное Христом, приведённые выше слова обладают необычайной психологической точностью: здесь состояние души человека можно сравнить с его лицом. Человек с прекрасным, гармоничным лицом не стремится скрыться в тени от людских взоров, наоборот, ему приятно, что им все восхищаются. Напротив, человек с лицом, обезображенным или уродливым, предпочитает укрыться в тени, он не желает, чтобы свет выявлял его безобразие, он ненавидит свет и стремится его угасить или, если это невозможно, укрыться от него. Душа, обезображенная грехом, испытывает страдания и укоры совести, видя перед собой святость. Такой человек желает как-то очернить, замазать святость различными способами, чтобы сказать самому себе: «Всё это ложь, никакой святости нет и быть не может. Все также грешны, как и ты, а если кто-то и пытается показать себя святым, то всё это — лицемерие и обман. Всякий живёт не лучше, чем ты!» Итак, желание хулить Церковь рождается в первую очередь оттого, что человек чувствует глубинные укоры совести, но не может и не хочет менять свою греховную жизнь. Церковь постоянно свидетельствует о Христе и о святости, что будит совесть любого человека. Стараясь оградить себя от этого влияния, человек, неготовый изменять свою жизнь, старается найти в представителях церкви, как правило в священстве, как можно больше свидетельств их порочности, и, так как далеко не все в Церкви являются святыми, обязательно находит. Он говорит: «Посмотрите-ка на такого-то и такого-то, вот какова Церковь, а ещё что-то говорит о святости и о праведной жизни!» И этим он полностью оправдывает свою греховность перед самим собой.

Такое дикое отношение подобно тому, как если бы кто-то пришёл в больницу и в обличающем тоне сказал, указывая на врача-эндокринолога, страдающего диабетом: «Посмотрите-ка на этого человека: сам болен, а ещё и берётся других лечить!» Любой понимает абсурдность таких обвинений. Мало того, врач-эндокринолог, являющийся диабетиком, как правило, считается самым ценным специалистом, потому что имеет личный опыт борьбы с болезнью. Всякий человек болен грехом, и если бы священнослужители отличались в этом смысле от всех остальных, они не смогли бы понять своих духовных чад и правильно наставить их. Просто на священнослужителях лежит долг вести за собой по трудному пути преодоления греха.

В связи с этой темой, можно привести ещё одну параллель. Не так давно в Саратове жители протестовали против строительства храма, место под который власти города выделили в сквере. Жители говорили о том, что этот сквер — единственное место, где они могут гулять с детьми и выгуливать своих собак. В связи с обсуждением этой проблемы, в Интернете можно было прочитать самые злобные высказывания по поводу того, что Церковь старается всё больше и больше отхватить себе земли в городе. А теперь давайте попробуем представить себе человека, который будет негодовать по поводу того, что в городе строится всё больше и больше поликлиник и медицинских центров. Абсурдно? А ведь это одно и то же. Церковь в первую очередь лечебница, в которой каждый из нас получает исцеление от духовных недугов.

Рассмотрев основные причины агрессии по отношению к Церкви, давайте теперь отвлечёмся от наших дрязг и страстей и попробуем взглянуть на всё это глазами Господа нашего Иисуса Христа. Ещё до создания мира Он принял решение о том, что когда человек согрешит в Эдеме, и род человеческий будет находиться в бедственном плену у дьявола, полностью наложившего свою лапу на него, Он примет на Себя великий подвиг вочеловечения, принесёт Себя в жертву за наши грехи, чтобы мы, очистившись Его Святой Кровью, пролитой на Кресте, могли вслед за Ним войти в Царство Небесное и, тем самым, исполнить своё человеческое предназначение: быть всегда с Богом. Однако что же происходит: кто-то идёт ко Христу, а кто-то ругает Его Церковь последними словами. И Он ведь знал об этом заранее… И знал о том, что причиной такой хулы является ни что иное как саднящая совесть, которую человек пытается заглушить в себе. И Бог ждёт, ждёт зная, что некоторые из таких хулителей могут уподобиться апостолу Павлу, яростному гонителю христиан, превратившемуся впоследствии в одного из столпов Церкви и христианской проповеди. Надо только решиться честно взглянуть в глубину своей совести, увидеть как она болит, истерзанная грехом, и обратиться к Единственному, Кто может исцелить её.

Новости

Объявления

Hosted by uCoz